Архитекторы против преступников
Казалось бы, задача архитектора «сделать красиво», но по факту от него зависит намного больше, в том числе и безопасность на улицах городов. Американские и европейские города кардинально отличаются от российских: они пошли по пути появления коттеджных посёлков вокруг ядра – большого города. А Россия и Азия строят многоэтажные здания в специальных «спальных» районах. Несомненно, разница в подходе приводит к разнице в проблемах.
Наиболее уязвимой из-за экономических, исторических и социальных факторов в контексте криминальных проблем оказалась система строительства в Америке. Социальная разобщённость и напряжённость привели к росту преступности в США. Поэтому не странно, что первые новые взгляды на необходимость предупреждения преступлений с помощью архитектуры появились в Штатах.
Пожалуй, предвестником перемен можно называть книгу Джейн Якобс «Жизнь и Смерть великих американских городов». Автор призывает увеличить плотность населения и создать город, в котором легко и приятно перемещаться пешком. Близость людей разного достатка и социального уровня на тротуаре снижало общественную разобщённость, утверждает Якобс. В дальнейшем создается теория «взглядов на улицы». Она предполагает ориентирование домов основными окнами на дороги, разделение частной и общественной площади, размещение открытых пространств в близости от территорий с большими потоками людей. Таким образом предполагалось, что психологическое давление открытого пространства на потенциального преступника и бдительность горожан, узнавших «чужака», предотвратят преступление. В контексте это теории взгляд из окна должен свободно охватывать местность, поэтому уровень нижней кроны деревьев и верхней части кустарника ограничен, высокие заборы под запретом.
Вопрос в охране всё равно опирается на заинтересованности граждан. Для того чтобы подстегнуть бдительность жителей были предприняты попытки искусственной мотивации. В частности, придумана система ранжирования территории по принципу «личное – публичное». Эта система включает четыре степени принадлежности:
публичное – дороги, парки, скверы;
полупубличное – тупиковый проезд к нескольким домам;
полуличная – двор рядом с многоэтажным домом, или тротуар рядом с входом;
личное - личный двор, или дом, гараж, квартира.
Жители больше обращают внимание на личное и полуличное пространство. Его и увеличение осуществляется с помощью системы контроля доступа. Она заключается в различных методах ограничения прохода к некоторой зоне с помощью натурального (сокращение количества возможных дорог), механизированного (ворота, заборы, двери) и организационного (патрулирование людьми или полицией) способов.
Пожалуй, наиболее интересной в применении можно считать теорию «разбитых окон».
Идея заключается в том, что в квартале не должно быть неухоженных участков: разбитые фонари отремонтированы, гаражный массив свежеокрашен и так далее. Множественные исследования дают вывод, что чем более ухожена территория, тем психологически сложнее совершить преступление (тот же вандализм). Ухоженность близлежащего пространства мотивирует проживающих людей Современные исследования предлагают методы общественного взаимодействия дополнительно к предыдущим, основываясь на трёх «китах»:
Социальная сплочённость – работа государства с населением;
Общение – мероприятия районного масштаба;
Общественная культура – воспитание.
В результате применения теории «разбитых окон» и современных методов было снижено количество происшествий и, что не менее важно, повышено качество жизни людей.