Мягкая кровля, сплошное надувательство
Многие наши загородные домовладельцы слышали термин «мягкая кровля», но, в общем-то, стараются не сильно в него вникать, и правильно делают.
Мягкая кровля – это не что иное, как битумная черепица, прямой предок которой – обычный рубероид. Но если рубероид - излюбленный материал для наших строителей, то битумная черепица распространения в России так и не получила, невзирая на довольно мощную рекламу этого продукта.
На Западе, впрочем, битумная черепица является весьма распространенным кровельным материалом, например, в США она стала массово использоваться для покрытия кровель еще лет 100 назад. Также она производится в Европе, Австралии, Канаде, Японии и Китае, короче, практически во всех промышленно развитых странах. Однако в США ее любят все же больше, чем в других странах – по статистике, кровли почти половины всех загородных американских домов покрыты именно этим материалом. Крыша, покрытая этим материалом, очень красивая, она бросается в глаза, а американцы и европейцы очень любят внешний лоск.
В России же мягкая кровля как-то «не пошла». Вопрос, конечно же, в цене – у нас битумная черепица производится не так массово, как в США, поэтому и цена на нее довольно высокая, дороже мягкой кровли разве что кровля медная и сланцевая. В Америке же, наоборот, производство налажено, потому там она дешевле даже чем шифер, образно говоря. Но тут не все так просто как кажется. Цена высокая только на ОЧЕНЬ качественную мягкую кровлю, которую далеко не каждый американец себе может позволить. А обычный, то есть дешевый вариант, имеет свои особенности.
Долговечность стандартной битумной черепицы – лет 50 примерно, но так заявляют исключительно производители, которым веры нет никакой. На самом же деле произведенная в наших условиях мягкая кровля кое-как служит не более 10 лет, максимум 15, и то, только если речь идет о самом высоком качестве, то есть об очень дорогом варианте. Причины этому весьма очевидны – этот материал является композитным, причем совершенно все его составляющие в разных условиях ведут себя совершенно по-разному, и это, выражаясь научным языком, приводит к довольно сильным конфликтам внутри непростой структуры черепичин. К тому же черепица очень быстро загрязняется пылью и портится от самых разных физических воздействий, например, от падающих на крышу веток деревьев, а то и от сильного града. Мороза, кстати, она тоже не любит, причем фатально. Да и жара ей противопоказана, а еще пуще – перепады суточных температур. От этого она блекнет, коробится, трескается и вообще превращается в хлам.
Таким образом срок службы самых бюджетных, поэтому и самых популярных видов битумной черепицы не превышает 5 лет. Американцы, конечно, побогаче наших соотечественников, но только лишь за счет дешевых кредитов, которые часто вообще не возвращаются банкам. А халявщиков среди них хватает, поэтому среднестатистическому американцу и в голову не придет покупать для своего дома кровлю высшего или даже просто хорошего качества. Естественно, они покупают то, что покрасивее, а не получше. Когда через 5-10 лет приходит пора замены кровли, хозяин у дома уже другой, поэтому создается полная иллюзия того, что американцы кроют свои дома битумной черепицей, которая прослужила 50+ лет. Кто там будет проверять, сколько ей на самом деле лет – 50 или 5? Блестит на солнце – значит хорошая, не блестит – надо сменить.
В общем, битумная черепица – это одно большое надувательство. Американские и европейские производители зарабатывают на ней хорошие деньги, причем дважды. Первый раз – это когда продают не очень дорогой по себестоимости материал, накручивая почти вдвое, а то и втрое. Второй раз они зарабатывают на мусоре, который остается от утилизации отслужившего свой срок материала, причем получают сырьё практически даром, то есть бесплатно. А из отслужившей свой короткий срок бесплатной черепицы можно получить очень много других продуктов. Так, тонна битумного хлама очень легко и быстро превращается в 170 (а то и 200) кг нефти. Конечно же, она не превращается в сырую нефть обратно, но из отслужившей свое черепицы производят материалы на битумной основе, и самый значительный потребитель этой продукции – это компании по строительству дорог. Да, из битумной черепицы производится асфальт, и его себестоимость в разы ниже, чем себестоимость асфальта, произведенного непосредственно из нефти.
Учитывая, что только в США утилизируется почти 20 миллионов тонн битумной черепицы, можно себе представить, какой размах получило потребление этого материала. Мягкая кровля распространилась по всему миру, и только российский рынок оказался крепким орешком для этого прекрасного мошеннического продукта. Злую шутку тут сыграл климат нашей страны - если в Америке и Европе основная часть загородных поселений находится в умеренной и тропической климатической зонах, то в России более 80% населения сосредоточено в средней полосе с очень плохим по западным меркам климатом.
Конечно, качественные образцы, которые были первоначально завезены на российский рынок, показали себя прекрасно и прослужили верой и правдой по 4-5 лет. Однако качество – это синоним очень высокой цены, а наш застройщик не хуже американца – точно такой же халявщик, причем практичный. Лучше шифера для наших условий еще ничего не изобретено, и заморская черепица ему не конкурент.
В общем, качественный западный продукт у нас «не пошел», поэтому сметливые иностранцы решили закидать россиян своим дешевым дерьмом, которое в Америке идет на ура. Вот тут-то и получилось весьма непредвиденное обстоятельство. Дешевый продукт, хорошо протестированный в теплой Америке и Европе, в условиях Подмосковья вообще никуда не годился и начинал облазить уже в первую же весну после суровой русской зимы. Причем «битумная» крыша начинает выглядеть так ужасно, что ее приходится заменять как можно быстрее, чтобы поменьше людей видели это безобразие.
Однако импортеры не угомонились и пошли на новую хитрость - они начали продавать в Россию технологии, надеясь на то, что ситуацию как-то можно все же переломить. Очень быстро в России начали производить этот продукт на отечественных заводах, хотя и под марками иностранцев. И снова осечка – даже при сниженной весьма существенно цене, крыши, покрытые битумной черепицей, оказались слишком дорогими. Например, для того, чтобы уложить черепичные плитки, нужна сплошная и качественная обрешетка, а наш среднестатистический, а потому и массовый потребитель на это «пойтить» не захотел. К тому же для укладки битумной черепицы нужно привлекать мастера, который мало денег за свою работу не берет. Куда проще прибить шифер и не тратить многие тысячи на кровлю, которая к весне все равно облезет.
В общем, на нашем рынке битумная черепица потерпела практически полное фиаско, причем вполне обоснованно. Это показывает, как и в случае с каркасными домами, что далеко не всегда можно ходить в чужой монастырь со своими уставами, хоть и писанными авторитетными специалистами.